Свадебные обряды состоят из множества частей,
включающих в себя драматическое действо. Свадьбы - играются. Это яркий обряд, в
котором, по буйловским обычаям, выделяются моменты:
ü
Договор по «переказу» или
посылка родни в дом невесты;
ü
Маленький запой - участвуют
крестные и родители;
ü
Запой большой - участвуют вся
пожилая родня и жених с дружком;
ü
Подготовка приданого;
ü
Молодой вечер или своды, жених в
гости. Продажа косы. Величание молодых, договор о дне свадьбы (обеда).
ü
Приезд за невестой. Выкуп невесты.
«Обголашивание» невесты. Ее благословление.
ü
Венчание по церковным обычаем.
Свашка обряжает дом жениха.
ü
Встреча молодых в доме жениха.
Благословление. Обыгрывание, обвязывание.
ü
Приезд в дом невесты за постелью.
Выкуп постели. Тычка. Катание детей. Поиски пропажи. Гуляние подруг в доме
невесты.
ü
Обед. Одаривание молодых.
ü
Похмелки в доме жениха. Задание
невесте.
ü
Похмелки в доме невесты, почести
теще.
ü
Родственники берут в гости молодых
(молодоженов).
Из воспоминаний Гарковенко Ф.С.
Раньше, в старину, судьбу молодых решали
родители жениха. Когда приходила пора жениться (это возраст от 18 и больше лет,
примерно до 24-25 лет) мать и отец выбирали сыну невесту. Обычно на первый план
выходила «природа», глядели по «природе», по роду – племени. Затем брали в
расчет материальные положения. Бедные всегда хотели выдать дочь в богатый дом,
богатые также предпочитали брать равно. Учитывались и деловые качества невесты.
Приглядывались, как она работает в поле (вяжет снопы), когда отбеливали холсты,
старались увидеть какое полотно: с узелками или без. Красота невесты, ее стать
были на последнем листе. В дом нужна была работница, поэтому старались выбрать
дебелых (сильных, ухватливых) девушек.
Договор. Чаще всего осенью, после Успения или
перед Филлиповками, крестная мать, крестный отец мать и отец жениха шли в
намеченный ими дом с шапкой (она означала жениха) и вели договор о том, что
согласны ли родители невесты породниться с ними. Если получали согласия, то
назначали Запой. Договор, по-другому маленький запой. На запой приглашали
близких родных старшего возраста и помоложе, от 35 лет примерно. Женихова родня
шла с подарками, хлебом - солью, с четвертью спиртного, а также несли блицы,
вареных кур, если зимой – то холодец. Родни набиралось человек 40-30. С женихом
брали друга, шли под гармошку, пели частушки. При подходе к дому невесты,
гармонист бросал игру, когда кто-то выходил, и спрашивали, кто такие, зачем
пришли. Крестная жениха говорила, что пропала телочка ее, ищут, что может она к
ним прибилась. В ответ следовало: «Заходите, посмотрите». Заходили в дом
невесты, здоровались. Их приглашали сесть, на подготовленные скамейки. Бабы
(крестная, старшая невестка) заводили речь о том, что у них есть голубок, может
у вас есть ему голубочка. Он летал и, кажется, тут видал. Была и другая беседа -
у вас товар, у нас купец, может сторгуемся.
Со стороны невесты говорили: «сторгуемся,
хвалили товар», оглядывали купца, которого хвалила его родня. Крестная мать
невесты вызывала товар (невеста была в другой комнате или в чулане). Невесту
выводила подруга, жених поднимался с лавки с другом или подходил. Его начинали
спрашивать «Согласен ли он жениться?», он отвечал согласием. Спрашивали у
невесты, она отвечала тем же. Родители отдавали невестиной родне хлеб-соль,
продукты и начинали знакомить молодую с родней. Первыми были мать и отец. Они
отдавали дары, называли себя, их приглашали садиться. Церемония длилась долго.
Невеста всех благодарила, родные приглашали за стол. Под святые сажали молодых,
крестных, родителей, гостей по старшинству. На стол ставили свое угощение и
принесенное. Гостей просили выпить за молодых, за родство. На столе стояло три
потравы, обязательно были хлеб, квас, узвар. Обносили 3 раза. У невесты и жениха
спрашивали про родителей, кто это? Они должны назвать: мать жениха - мамушка,
отец - батюшка. Играли песни, плясали.
Через некоторое время гости, кроме крестных с
одной и другой стороны, уходили. Родители начинали договариваться о свадьбе.
Назначали день, число гостей, сообщали после остальным. Невесту, как узнавали о
договоре, кормили. Могли раскормить, т.е. плохо отзываться, тогда запой
откладывался. После большого запоя, отказываться было нельзя. Иногда родители
отказывали, говорили, что «цветок лазоревый», т.е. невеста еще не расцвела -
молода. Поэтому была поговорка «Твяток твитеть до время» - цветок цветет до
времени (буйловское наречие).
Венчали с 16 лет. После запоя жених ходил в
гости к невесте, вызывал ее, они ходили на вечерушки, он ей носил гостинцы. Они
уже начинали целоваться, он ее провожал с вечерушек домой, имел право войти в
дом к ней, а невеста нет.
Молодой вечер или своды. Обычно на нем гуляла
молодежь и молодые женатые пары. Ни крестных, ни родителей не было. От невесты
шли за женихом 2 или 4 девушки, с гармошкой шел гармонист. Они несли жениху от
невесты рубаху, в которой он должен венчаться. Девушки пели (кричали) частушку
на свадебную тему, про то, что невеста уходит в неволю, про то, какое ее житье
ожидает:
Ой, спасибо тому дому,
Где жила я много лет.
А теперь пойду к другому,
Где родимой мамы нет.
Жених со своими друзьями шли к невесте,
состязались в частушках:
Ой последний, девки, раз
Я на улице у вас.
Не нужна мне улица,
Сердце так волнуется.
Обед после сводов мог быть и через полгода, по «управке»
в хозяйстве. В пятницу родители невесты объезжали родню и звали на обед от имени
молодых: «Молодые князь (имя) и княгиня (имя) приглашают вас на своды.
Своды
Жених с гостями приходили к дому. Они топтались
у ворот, кричали частушки до тех пор, пока их не пригласят в дом, во двор.
Жених пытался пройти за стол, но его не пускали подруги и младшие братья и
сестры невесты. Они продавали косу невесты. Брали рубель и каталку, били по углу
стола, называли цену, хвалили косу, другая сторона, торгуясь, корила косу,
сбивала цену. В конце концов, торг состоялся. Жениха с дружком сажали к невесте
в святой угол и начинали величать величальными песнями, в конце которых звучало:
Подари (имя), подари родименький, Оле ой ле-ле 2 раза. Играла музыка, подруга
невесты выходила плясать со стаканом, куда жених кидал сначала мелочь, потом
деньги крупнее.
Величали за жениха, за невесту, ребята выбирали
девчат и величались, (они лезли глядеть в окно) наблюдали за пляской девушек.
Заработанные деньги ссыпались в платочек, на шик гуляли подруги на 2- ой день
свадьбы. После величания гостей сажали за стол. Невеста была в фате, жених с
цветком, дружком и подруга тоже с цветком. Гостей потчевали, потом все пели,
(играли песни, плясали) и за полночь расходились домой. Если обед оговаривался
сразу, то утром приезжали за невестой молодые. В доме невесты их угощали, брали
выкуп, молодые ехали венчаться.
Свашка со стороны невесты, невестка или тетка
ехали обряжать хату, т.е. развешивать по простенкам рушники (штор раньше не
было), на стол стелили скатерть. После церкви молодые катались на лошадях. Дуга
у лошади и грива были украшены цветами бумажными, лентами, на лошади была
накидка, тарантас устилали постилками.
Невесту привозили в дом жениха. На пороге ее
встречали родители. Молодым выносили хлеб - соль, икону, под ноги клали шубу.
Молодые целовали икону, хлеб - соль, родителей по 3 раза, кланялись на шубу 3
раза. Свашка осыпала их хмелем, житом, мелочью. Молодых приглашали в дом, сажали
за стол. Начинали обыгрывать молодых. Свашка снимала с невесты фату, обвязывала
ее по-бабьи платком, надевала повойник, накидывала на невесту большой платок (астаметовый,
гранишный или белокрылый). Женщины играли обрядные песни. Мать и отец жениха
посылали соседей и родственников за постелью. С ними возвращались и подруги
невесты с краюхой хлеба, которую им давали в доме жениха. Они заходили в сенцы и
кричали хором в доме невесты: «продали подружку за хлеба краюшку», заходили в
дом и гуляли на величальные деньги.
В доме невесты грузили постель: сундук, на
сундук дерюжку, перину, подушки, ставили «тычку» - сучковатая ветка, на которую
вешали рукоделия невесты: шерстяные носки , варежки, вешали сапоги, ленты,
платки носовые (утирки). Когда подъезжали к дому жениха, невестина родные
торговалась за постель. Им обычно наливали выпить, давали деньги. Постель
заносили в дом, наряжали. Свашка брала маленьких мальчика или девочку и катала
по постели. Считалось, кого первым покатали, тот и родится у молодых.
Вслед за постелью на лошади приезжали мать и
отец невесты с большой чашкой блинцов, чашка накрыта полотенцем. Они искали
пропажу. Спрашивали, есть ли в доме чужая голубка. В платке выводили молодайку,
открывали лицо и спрашивали: «Ваша?». Мать и отец наигранно выражали сомнение:
кажется наша. Им подсказывали, чтобы они спросили, чья она. Невеста говорила
фамилию жениха. Родители качали головами, говорили, что пойдут искать дальше,
но их упрашивали остаться, предлагали начать поиски завтра с утра. Родители
жениха приглашали сватов за стол. Сажали невестину родню за первый стол, а свою
в «рогачи», т.е. после.
Отец просил сына открыть путь, за что водку
пьют. Начиналось одаривание молодых. Молодые, дружко и свашка обходили гостей,
наливали по стопочке, давали кусочек каравая, приговаривали : «Просим выпить –
закусить, молодых одарить». Свашка относила дары крестным матерям, которые
сидели под Святыми. Пока шел обед, где играли песни, плясали, свашка дружко и
крестные передавали подарки свекрови, а мать невесты от имени дочери одаривала
подарками женихову близкую родню, членов семьи и крестных. Свадьба расходилась,
молодые укладывались спать (если летом - в пуньке, зимой - в хате).
Похмелки
Утром гостям показывали рубаху, невесты со
следами крови, что означало непорочность невесты. На третий день были похмелки.
Сначала в доме жениха с утра, а после обеда в доме невесты. Молодые оставались
на хозяйстве, а гости шли с песнями, плясками, ряженые. Мать невесты, тещу,
катали в корыте. Она давала откуп. Похмелки проходили весело, много было шуток,
плясок.
Во вторник молодые шли вечером к теще в гости, а
с воскресенья и по праздникам молодых брала в гости женихова и невестина родня.
Если родни близкой было много, то молодоженов гостили почти год, вплоть до
родин.
Из воспоминаний Ширяевой П.С.
Сами молодые знакомились редко. Их судьбу решали
родители. Молодые не могли и заикаться о свадьбе, не то, что говорить о ней.
Старались женить и отдавать в своем селе, но иногда были случаи, когда брали со
стороны. Обычно, кто женился во 2 раз. Раньше разводов не было, но часто умирали
женщины от родов. Поэтому искали молодую вдову. В своем селе смотрели «по
природе». Обычно давали поручения родне «приглядеться» к девушке, а потом по
переказу шли сватать. За красотой не гнались. Главное, чтобы была рабочая и
здоровая. Если женился сирота, то благословение давал поп, он же рекомендовал у
кого брать или за кого отдавать.
Первый раз засылали родню в любой день, кроме
постов. Они говорили, что такие-то хотят породниться с вами. Потом если
получали согласие, шли крестные, мать и отец договариваться. Ходили без жениха.
Если не хотели отдавать, вешали «чайник», т.е. отказывали. Всегда правы были
родители.
Иногда кто-то кому-то понравился на вечерушках
и девушка подарила «утирочку» ( платочек носовой), но родители и слушать не
хотели, если уже наметили двор. После маленького запоя, был большой. Идет вся
пожилая родня. Несут холодец, мясо куриное, блинцы, хлеб (каравай). Идут с
гармошкой, играют песни. Невесте носили дары, но что уже не помню. Подходили ко
двору, их приглашали по обычаю. Вели разговор, кто как придумает. Одни говорили,
что хотим посмотреть «цветок лазоревый», другие искали голубку, или купец искал
товар. Невеста была спрятанная в чулане или за печкой. Гости рассаживались,
подруга выводила то, что просили (см. выше). Спрашивали согласия для приличия у
молодых ( все уже было решено). Невеста стояла с опущенной головой, отвечала
только на вопросы. Били по рукам, т.е. приглашали за стол. Молодых перевязывали
рушником. За столом играли песни «Во лазырях», «На дубчике два голубчика сидят».
После запоя были своды, т.е. сводили молодых, «молодой вечер». Жених приводил
молодых ребят, невеста созывала подруг. До свадьбы подруги невесты помогали
готовить наряд, приданое, постель. Они шили, вышивали, к ним заходили ребята.
Это не возбранялось, но просто так без дела жених не мог зайти один, на
вечерушки с компанией.
После молодого вечера или сводов назначали день
свадьбы. Иногда это было через месяц, иногда через два, а могли и через неделю.
В зависимости от работы. Своды еще называли «жених в гости». За ним шли подруги
с гармонистом, несли рубаху, сшитую и расшитую невестой. Затем шли с песнями,
шутками к невесте. У дома невесты выжидали приглашения. Заходили во двор. «Величальники»,
с хорошими голосами женщины, начинали величать молодых. Сначала жениха и
невесту. Жених платил за невесту больше. Только после того как перевеличают
молодых (всех девчат и ребят), пляшут, поют, а лишь потом сажали за стол.
Величальные песни «Заходило солнышко за сад-виноград», «От столба, столба
точеного до колечка золоченого». Самым ярким событием была «продажа косы».
Невеста сидела в углу, в окружении подруг. Она была в кокошнике и в дымке
(фата). Лица не было почти видно. В косе была заплетена лента. Девчата били
рубелем и каталкой по углу стола, если денег давали мало. Они похваливали косу,
другая сторона корила. После торга жениха сажали под святые рядом с невестой.
После молодого вечера жених уходил домой, до свадьбы уже не виделись с невестой.
Считали, что до дня венчания нельзя видеться.
Обед - собственно свадьба. В доме жениха
готовились ехать за невестой. Дружко, полудорж (помощник дружка), свашки,
молодежь наряжали тройки, пары лошадей. На дуги вешали колокольцы, рушники, в
гривы вплетали ленты. Свашка вешала цветы бумажные или восковые тем, кто ехал за
невестой. Мать и отец благословляли жениха, и начинался выезд за невестой.
Когда ехали за невестой, никто не перегораживал дорогу жениху
В это время в доме невесты шли свои
приготовления. Подруги наряжали невесту, а брат невесты с женой или братья с
женами ехали к жениху «обряжать хату». На простенках вешали рушники. В святой
угол - орластый, на простенки - петухастые, на крючок – замашный с кружевами и
бровками (полосками). На стол стелили скатерть с прошвами. Родню угощали, и они
уезжали домой. После того как подруги нарядили невесту, ее благословляли
родители, и с иконой, которой благословляли, невеста ехала в церковь, после
икону забирала домой, где будет жить. Благословив невесту, мать начинала ее
обголашивать. Она причитывала: «Ой любимая моя дочушка, моя ты желанница, моя
рукодельница, уходишь ты от меня, как же я без тебя буду, как же ты будешь в
семье чужой без родимой матушки, без желанного батюшки?» Жених за невесту
платил выкуп сажали за стол приехавших, и везли венчать. До церкви никто не
перегораживал дорогу, но все выскакивали из дворов глядеть свадьбу. После церкви
молодые ехали кататься, тут уж остановки были несколько раз по улице. Дружко
платил выкуп за дорогу. Пока молодые катались, в дом невесты ехали
«постельники», грузили постель: сундук, короткую перину, длинную подушку,
поддевки шубы дерюжку шерстяную из волны, постилки из дранок, простыни из
холстины, одеяла. Выносили «тычку». На дерево вешали вязаные чулки и носки,
ленты. Ехали к хате жениха. За каждую вещь торговались. Постельщиков угощали и
они отдавали постель. Когда привозили постель, на ней старались покатать
мальчика, чтобы первенец был сын. Накатавшись, молодые приезжали в дом жениха.
На пороге их встречали с иконой родители. Молодых благословляли, обсыпали
зерном, хмелем, серебром, под ноги клали шубы. После благословления сажали за
стол молодую, загораживали свашки платком. С нее снимали фату, обвязывали
платком, женщины обыгрывали, когда свашка расплетала косу, заплетала в две и
повязывала платок. Пели песню «Прилетали пчелы, пчелы яровые» и « Из теста
поляныца, из девки молодица». Отец жениха обращался к сыну со словами: «Открой
сынок путь, за что водку пьють». Невесту показывали уже обвязанную платком.
Молодых и ее подруг кормили, угощали, подругам давали краюху хлеба. Они ее
везли в дом невесты, зайдя в сенцы кричали: «Продали подружку за хлеба краюшку».
Мать и отец невесты отправлялись искать «пропажу». Они несли жареную курятину
(мясо курицы), чашку с блинцами. Они подъезжали к дому жениха, заходили и
говорили, что у них украли или пропала голубка. Невесту выводили и у нее
спрашивали, чья она. Она называла новую фамилию. Родители огорчались, что не
нашли. Их уговаривали, просили сесть за стол. Принесенную еду ставили на 1
стол. Дружко, свашка, полудорж и молодые начинали обносить гостей, принимать
дары, целоваться при криках: «Горько!» Поцелуем, они подслащивали самогон или
бражку, у богатых водку и вино. Дары отдавали крестным с обеих сторон, т.е. –
родителям жениха. Деньги молодым не давали, а остальное оставалось у молодых. На
обеде свашка со стороны невесты одаривала близкую женихову родню. Играли такие
песни за столом «Отдал меня батюшка на чужую сторону», «Орел», «На камене ноги
мыла», «Ой да ты, калинушка». Свашка стелила постель молодым, они оправлялись
спать.
Утром выносили невестину рубаху -
доказательство невинности невесты. Но бывали случаи, когда ее готовили чуть
раньше, свашка, стеля постель, прятала ее. Это случалось, если девушку –
батрачку «портил» сын хозяина. Если родители девушки предъявляли требования к
обидчику, девушку брали и, чтобы скрыть беспутство своего сына, рубаху
подкладывали. Но это была редкость.
Похмелки были после обеда на 2 день. Сначала
гуляли в доме жениха. Доедали, допивали, что осталось, если было мало харчей,
приваривали. На похмелках были ряженые, много шутили, плясали «Барыню», «Саратово»,
«Цыганочку», «Казачка» пели « Чечетку» и другие веселые песни. Во второй
половине дня шли в дом невесты, молодых оставляли дома. Молодайка должна была
подбелить и поджелтить печку, смазать земь (земляной пол), вымыть посуду.
В доме невесты на похмелках все почести теще. Ее
катали на тачке, в корыте. Также пели, плясали, шутили. Угощение на обеде было
такое: холодец, квас, мясо, крупяные каши, лапша куриная, узвар. Напитки: водка,
вино, самогон, бражка. Обязательным атрибутом был буйловский хлеб.
Из воспоминаний Сорокиной П.Я.
«Под первый стакан подходили родители с
пожеланиями, и они дарили первые. После - крестные, а потом подносили по
очереди.»
Из воспоминаний Голщаповой В.С.
«Косынкой невесту стали
обвязывать где - то лет 50 назад или 70. А так на нее надевали повойник и
обвязывали белокрылым, платком. После платок мог быть любой, простоволосые не
ходили никогда, даже в жару.»
Из воспоминаний Сорокиной П.Я.
«Детей на свадьбы не брали. Невесту или жениха
часто корили, перебирали кости родне. Постель разглядывали, считали сколько
вещей, сколько рушников. Бывали случаи, когда жених тайно приходил ночевать в
пуньку к невесте, но старался, чтобы его не видел, невесту он не мог
обесчестить. Приносил гостинцы: пряники, ленту, перстенек. Обычно невесту
берегли. С ней клали спать сестренку, бабушку.»
Из воспоминаний Орловой А.П.
«Молодайка не могла без спросу сходить к своим
родителям в гости. С мужем они ходили по праздникам и по приглашению к теще.
Сколько людей было на обеде, столько раз их
(молодых) брали в гости. Иногда они ходили по гостям в течение года. На свадьбе
боялись, чтобы невесту не сглазили. На тело ей надевали 3-цветный очкур от юбки
или платья втыкали иголку, когда невеста отъезжала от дома, она тайно делала
стежок - два, как бы «зашивала путь» назад.
Если невеста отказывала жениху, то на вечерушках
ее подруга, подойдя к жениху, пела частушку:
Не ходи у наших окон ,
Не дразни цецарочку.
Повесили тебе чайник ,
Повесили цибарочку.
Но это почти не играло роли. Часто родители
разбивали пары влюбленных, но редко - «уважали» сына или дочь, если выбранные
были им по душе.
Описание старинного наряда невесты.
Головной убор: кокошник и фата - дымка, венка не
было. Он появился позже из восковых цветов. Но уже не было кокошников. Кисейная
белая рубаха, сверху надет корсет зеленый или синий из тафты. Юбка – шелковая (синковатая)
ярко-малиновая с зеленой или синей атласной лентой внизу. Обувь: летом коты,
осенью - сапоги хромовые с подбором, зимой - валенки. Зимой – шуба крытая, на
голове - яркий астаметовый платок (Павлово- посадский) или по-другому
«Николаевский». Обычно красный.
Жених – рубаха атласная, красная или из тонкого
миткаля расшитая. На голове – картуз с цветком суконные штаты. Обут в хромовые
сапоги, зимой в валенки. Зимой в треушке и в шубе. Осенью и весной, зимой жених
был в пиджаке - летнике.
Повойник – головной убор в виде шапочки. Затылок
украшен вышивкой золотого шитья, натянутой на твердую основу. Перед шапочки –
обыкновенная ткань. Ее скрывал белокрылый платок, которым обвязывали голову
молодайки. Украшения: бусы, серьги.
В более позднее время, где- то в тридцатые годы
хх века, старинный костюм заменили на платье и совсем не обязательно белое,
после войны любое светлое, и где –то в начале 60-х
годов платье непременно белое,
фата, белые туфли. Жених – в костюме. Фрагменты старинной свадьбы сохранились
частично. Молодые сообщают родителям о согласии пожениться, тогда идут
договариваться. Кое - кто уже опускает запой. Молодого вечера уже нет. Приезд за
невестой, выкуп, поездка в ЗАГС, катание, благословление родителей, обед, где
гуляют от мала до велика, одаривание молодых, на 2 день похмелки, которые уже
бывают редко из-за дороговизны жизни. Венчание на 2 день после свадьбы. Без
«свидетельства о браке», никто не перевенчает молодоженов. Пока еще есть свашки,
подруга и друг – теперь свидетели. Свадьбу ведет тамада, музыка – ВИА или
караоке, видеокамера. Постель привозят за два дня до свадьбы.
Свадебные песни нашего села:
ü
«На дубчике два голубчика сидят»
ü
«Во лозырях»
ü
«Заходило солнышко за сад-
виноград»
ü
«Виноград по горам растет»
ü
«Голубиные глаза на свет белый не
глядят»
ü
«От столба столба точеного»
ü
«Отдал меня батюшка на чужую
сторону»
ü
«Орел»
ü
«Привели хохлушечку – Ванюше
игрушечку»
ü
«Чечетка»
ü
«Страдание»
ü
«Саратово»
ü
«Спородила меня мать»
Чаще всего исполняются величальные песни,
остальные вытеснены песнями советских композиторов, современными.
Примечание
Очень редко, если невеста была в положении, и
не призналась жениху, рожденного ребенка отдавали тайком в бездетную богатую
семью, его там крестили, давали фамилию новых родителей. Беременность невестки
скрывали, стягивали рушником живот, боялись опозорить сына. При рождении
повитуха говорила матери, что ребенок умер, он не крещен и похоронен где - либо
во дворе, где не ходят. Иногда ребенка оставляли, но старались говорить, что
молодая надорвалась, родила раньше, старались скорее окрестить, объявляли, что
дитя слабое, недоношенное, боимся, что умрет некрещеным. Хотя семьи были
большие, молодых не хотели отделять.
Повитуха - женщина, принимающая роды, или
бабушка жениха, если роды тайные. В таких случаях говорили, что дитя родила
свекровь.