Пьедестал для императора

 
Главная
История
Традиции
В годы войны
Администрация
Дом культуры
Школа
Больница
Детский садик
Пожарная часть
Церковь
Фольклорный ансамбль
Библиотека
Фотоальбом
Телефоны
Гостевая книга
Форум
Карта сайта



 

 

Возьмите любой справочник - путеводитель по Воронежу, и там вы обязательно увидите объяснение, что пьедестал под памятник Петру Первому изготовлен из Павловского гранита. Но мало кто знает, где находится этот Павловский гранит и как он был доставлен в Воронеж под монумент императора Петра Великого.

            Около 300 лет назад общественность Воронежа постоянно поднимала вопрос о том, чтобы установить в городе памятник Петру, деятельность которого была тесно связанна с Воронежским краем. И когда вопрос о его установке был положительно решен и закончены все подготовительные работы, то общественность города стала искать материал для пьедестала императору, чтобы не доставлять его аж из самой Финляндии. И как раз перед этим 20 октября 1857 года в газете «Воронежские губернские ведомости» была напечатана небольшая статья «Гранит в Воронежской губернии», подписанная неизвестным педагогом и исследователем природных богатств Воронежской губернии Николаем Степановичем Тарачковым. В статье он сообщал о том, что в шести верстах от Павловска, на правом берегу Дона, в слободе Новокаменке (то же самое – Буйловка Малороссийская) имеются два массивных выхода гранита размером: один длиной 120м, шириной 50м, высотой 13м. Второй - длиной 80м, шириной 20м, высотой 9м.

Это сообщение заинтересовало Воронежских высокопоставленных лиц, и 27 ноября того же года по поручению губернатора города Воронежа в Буйловку Малороссийскую для осмотра гранита выехал архитектор Александр Антонович Кюи. Гранит оказался очень красивым: мелкозернистым, красноватого цвета, на подобии финляндского. Но гранитная масса имела очень много трещин и расселин и для монолитного пьедестала под памятник не совсем подходила. Тогда местные жители рассказали академику А.А.Кюи, что в двух или трех верстах вниз по течению Дона, в лесу, в нескольких десятках метров от берега, находится еще одно возвышение гранита. Оно оказалось более монолитным.

О том, как проходило выламывание гранитной глыбы пьедестала, рассказал в своей статье кандидат исторических наук, доцент кафедры истории России ВГУ Александр Николаевич Акиньшин в своей статье «Юбилей памятника» (журнал «подъем» 1985г, №10, октябрь): «Одновременно на Дону началась ломка гранитных блоков для пьедестала, работой руководил инженер – подпоручик Л.С. Мысловский. 21июля 1859 года семь гранитных глыб весом от 150 до 300 пудов каждая были выгружены на Вилковской пристани на Дону, затем доставлены сухим путем в город. Месяц спустя, на специальной речной барке, построенной крестьянином слободы Воронцовки Шеховцовым, доставлен монолит весом в полторы тысячи пудов».

Можно представить себе, сколько труда было затрачено, чтобы такую громадину в полтары тысячи пудов (это 24 тонны) с берега реки Дона доставить в Петровский сквер Воронежа, где после длительной шлифовки и гранения пьедестал установили на постоянное место.

В книге В.А.Прохорова «Вся воронежская земля», перечисляются размеры обоих выходов гранита около Малороссийской Буйловки, и тут же приводится ошибочное пояснение: «Из этого гранита сделан пьедестал памятника Петру Первому в Воронеже, который был открыт 30 августа 1860 года».

Нет, не из этого. Сам архитектор А.А.Кюи, осмотрев эти граниты, признал их непригодными – слишком много было в них расселин и трещин. И он поехал на левый берег Дона, к Русской Буйловке осматривать монолит, который ему очень понравился. О том, что пьедестал  был изготовлен из гранита, расположенного в Русской Буйловке, а не в Малороссийской, подтверждает в его статье П.Г.Зеленин, который специально ездил на Дон для иБуил-каменьзучения гранитных массивов: «В лесу около выхода гранита ( Русская Буйловка) находится глубокая вымоина. Длина выхода гранита 80 м, ширина 35м, высота 5 м над уровнем озер и протоки (15 тыс.куб.), гранит среднезернистый. Отдельные глыбы монолитны. Поэтому он давно обратил на себя внимание. Из него устроен пьедестал памятника Петру Великому в Воронеже. Поверхность обнажения куполовидно-бугристая». (Г.П. Зеленин. «К изучению области гранитного массива на Дона». Труды ВГУ, том 2, вып. 2. 1925 г., стр 203-224).

Знаменательно то, что к этому историческому событию причастны два села: Русская Буйловка, откуда был взят гранитный пьедестал, и село Воронцовка, в которой нашелся народный умелец, построивший для перевозки монолита весом в 24 тонны барку (баржу) и на ней доставил из Русской Буйловки в Воронеж небывалый исторический груз. Выход этих гранитов на Дону с давних пор называли «Буил – камень», и на них будто бы находилось капище (место поклонения) языческому богу Буилу. В настоящее время не сохранилось ни одного «Буил – камня» ни около Буйловки Малороссийской, ни выходов в лесу около Русской Буйловки. В 1871 году во время проведения железной дороги Воронеж – Ростов гранитный камень брали из этих выходов для постройки железнодорожных мостов, а местные жители использовали этот гранит для изготовления мельничных жерновов для ветряных мельниц, которых в одном Павловском уезде было в 1990 году 1069 штук.

Уже в советское время, по воспоминаниям мастера Василия Петровича Пироженко, укладывали песчаные наши дороги гранитным булыжником, в 1933 году его бригадой была вымощена дорога по проспекту Революции, а чуть позже – улица Ленина и дорога на хлебоприемный пункт. На все это использовали буйловский гранит.              

© По материалам книги И. Ампилова "Павловск. Страницы истории"

 

Найти: на    

История села подробно

Пьедестал для императора

 

Таким бы мог быть Буил-камень

Буил-камень
 

 

Памятник Петру I в Воронеже

Памятник Петру
 

 

 

 


 

© Все права защищены. При использовании материалов сайта, ссылка обязательна.  Огромную помощь при создании сайта, оказала Свистова Валентина Федоровна. В разработке принимали участие: учителя и учащиеся Р-Буйловской СОШ, работники дома культуры и  администрации. Все вопросы присылайте по адресу gregh@inbox.ru

Hosted by uCoz