Возьмите любой справочник - путеводитель по Воронежу, и там вы
обязательно увидите объяснение, что пьедестал под памятник Петру
Первому изготовлен из Павловского гранита. Но мало кто знает, где
находится этот Павловский гранит и как он был доставлен в Воронеж
под монумент императора Петра Великого.
Около
300 лет назад общественность Воронежа постоянно поднимала вопрос о
том, чтобы установить в городе памятник Петру, деятельность которого
была тесно связанна с Воронежским краем. И когда вопрос о его
установке был положительно решен и закончены все подготовительные
работы, то общественность города стала искать материал для
пьедестала императору, чтобы не доставлять его аж из самой
Финляндии. И как раз перед этим 20 октября 1857 года в газете
«Воронежские губернские ведомости» была напечатана небольшая статья
«Гранит в Воронежской губернии», подписанная неизвестным педагогом и
исследователем природных богатств Воронежской губернии Николаем
Степановичем Тарачковым. В статье он сообщал о том, что в шести
верстах от Павловска, на правом берегу Дона, в слободе Новокаменке
(то же самое – Буйловка Малороссийская) имеются два массивных выхода
гранита размером: один длиной 120м, шириной 50м, высотой 13м. Второй
- длиной 80м, шириной 20м, высотой 9м.
Это сообщение заинтересовало Воронежских высокопоставленных лиц, и
27 ноября того же года по поручению губернатора города Воронежа в
Буйловку Малороссийскую для осмотра гранита выехал архитектор
Александр Антонович Кюи. Гранит оказался очень красивым:
мелкозернистым, красноватого цвета, на подобии финляндского. Но
гранитная масса имела очень много трещин и расселин и для
монолитного пьедестала под памятник не совсем подходила. Тогда
местные жители рассказали академику А.А.Кюи, что в двух или трех
верстах вниз по течению Дона, в лесу, в нескольких десятках метров
от берега, находится еще одно возвышение гранита. Оно оказалось
более монолитным.
О том, как проходило выламывание гранитной глыбы пьедестала,
рассказал в своей статье кандидат исторических наук, доцент кафедры
истории России ВГУ Александр Николаевич Акиньшин в своей статье
«Юбилей памятника» (журнал «подъем» 1985г, №10, октябрь):
«Одновременно на Дону началась ломка гранитных блоков для
пьедестала, работой руководил инженер – подпоручик Л.С. Мысловский.
21июля 1859 года семь гранитных глыб весом от 150 до 300 пудов
каждая были выгружены на Вилковской пристани на Дону, затем
доставлены сухим путем в город. Месяц спустя, на специальной речной
барке, построенной крестьянином слободы Воронцовки Шеховцовым,
доставлен монолит весом в полторы тысячи пудов».
Можно представить себе, сколько труда было затрачено, чтобы такую
громадину в полтары тысячи пудов (это 24 тонны) с берега реки Дона
доставить в Петровский сквер Воронежа, где после длительной шлифовки
и гранения пьедестал установили на постоянное место.
В книге В.А.Прохорова «Вся воронежская земля», перечисляются размеры
обоих выходов гранита около Малороссийской Буйловки, и тут же
приводится ошибочное пояснение: «Из этого гранита сделан пьедестал
памятника Петру Первому в Воронеже, который был открыт 30 августа
1860 года».
Нет, не из этого. Сам архитектор А.А.Кюи, осмотрев эти граниты,
признал их непригодными – слишком много было в них расселин и
трещин. И он поехал на левый берег Дона, к Русской Буйловке
осматривать монолит, который ему очень понравился. О том, что
пьедестал был изготовлен из гранита, расположенного в Русской
Буйловке, а не в Малороссийской, подтверждает в его статье
П.Г.Зеленин, который специально ездил на Дон для изучения
гранитных массивов: «В лесу около выхода гранита ( Русская Буйловка)
находится глубокая вымоина. Длина выхода гранита 80 м, ширина 35м,
высота 5 м над уровнем озер и протоки (15 тыс.куб.), гранит
среднезернистый. Отдельные глыбы монолитны. Поэтому он давно обратил
на себя внимание. Из него устроен пьедестал памятника Петру Великому
в Воронеже. Поверхность обнажения куполовидно-бугристая». (Г.П.
Зеленин. «К изучению области гранитного массива на Дона». Труды
ВГУ, том 2, вып. 2. 1925 г., стр 203-224).
Знаменательно то, что к этому историческому событию причастны два
села: Русская Буйловка, откуда был взят гранитный пьедестал, и село
Воронцовка, в которой нашелся народный умелец, построивший для
перевозки монолита весом в 24 тонны барку (баржу) и на ней доставил
из Русской Буйловки в Воронеж небывалый исторический груз. Выход
этих гранитов на Дону с давних пор называли «Буил – камень», и на
них будто бы находилось капище (место поклонения) языческому богу
Буилу. В настоящее время не сохранилось ни одного «Буил – камня» ни
около Буйловки Малороссийской, ни выходов в лесу около Русской
Буйловки. В 1871 году во время проведения железной дороги Воронеж –
Ростов гранитный камень брали из этих выходов для постройки
железнодорожных мостов, а местные жители использовали этот гранит
для изготовления мельничных жерновов для ветряных мельниц, которых в
одном Павловском уезде было в 1990 году 1069 штук.
Уже в советское время, по воспоминаниям мастера Василия Петровича
Пироженко, укладывали песчаные наши дороги гранитным булыжником, в
1933 году его бригадой была вымощена дорога по проспекту Революции,
а чуть позже – улица Ленина и дорога на хлебоприемный пункт. На все
это использовали буйловский гранит.
© По материалам книги
И. Ампилова "Павловск. Страницы истории"